Психологические реакции сотрудников ПОО в экстремальных условиях


Психологические реакции сотрудников ПОО в экстремальных условиях
Обследования личного состава ПОО в различных чрезвычайных обстоятельствах показали, что воздействие экстремальных стресс-факторов не носит фатально-негативного характера и не сопровождается сплошной психической травматизацией. Среди обследованных прежде всего выделяется группа сотрудников оптимальным психическим состоянием (примерно 50%). В эту группу вошли лица, сохраняющие психическое равновесие и обычный уровень работоспособности в экстремальных условиях деятельности. У них не наблюдалось значительных изменений в эмоциональной сфере, выраженных нарушений сна и усталости. Они успешно адаптируются в сложных условиях несения службы и сохраняют способность к эффективной ПД. Условия несения службы в районах чрезвычайных обстоятельств они чаще расценивают как "обычные", не переоценивая степени тяжести и напряженности деятельности и величины угроз, которым они при этом подвергаются. Эту группу характеризуют позитивные стратегии преодоления последствий нервно-психического и физического напряжения, эффективные способы восстановления: поддержание хорошей физической формы, разумный отдых, психологическая разрядка с помощью шутки, анекдота, познавательная активность, позитивное общение с местными жителями и коллегами. Весьма значимым видом психологических реакций являются эустрессовые реакции (по типу описанных Г. Селье) - необычайная мобилизация волевых и нравственных возможностей струдников, повышение требовательности к себе, целеустремленности, самоотдачи, проявление интеллектуальные возможностей (повышается ясность и четкость мышления, скорость подготовки и принятия решений, точность суждений и действий). Как показали исследования, они имеют место примерно у 20% личного состава. Таким образом, примерно 70% личного состаа ПОО, действующего в ЭУ, способна сохранять оптимальную или проявлять повышенную боеспособность и работоспособность и успешно преодолевать негативные факторы и условия несения службы. Очевидно, что только настоящий профессионал способен проявлять себя так в экстремальной ситуации. Это подчеркивает, во-первых, огромную роль специальной (в том числе, психологической) подготовки сотрудников ПОО к действиям в ЭУ; во-вторых- необходимость развития специальных личностных качеств, не только повышающих индивидуальную устойчивость деятельности, но и благоприятствующих целесообразному взаимодействию и бесконфликтному межличностному общению в ЭУ.

Подготовка настоящих профессионалов для ПОО, в том числе и психологическая, должна строиться с учетом профессионального и личностного опыта сотрудников, достигших «высот» в своей деятельности, накопивших позитивный опыт деятельности в экстремальных ситуациях.

(И.О. Котенёв)


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.

Смотреть что такое "Психологические реакции сотрудников ПОО в экстремальных условиях" в других словарях:

  • Дезадаптивные психологические реакции сотрудников ПОО в экстремальных условиях — Есть несколько видов дезадаптиного реагирования на экстремальные факторы и условия деятельности. Это дезадаптивные дистрессовые состояния, которые составляют у сотрудников, по имеющимся данным, около 20%. и сопровождаются повышенной эмоциональной …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Посттравматические стрессовые состояния у сотрудников ПОО — ПТСС возникают под воздействием на сотрудника экстремальных ситуаций, сопряженных с риском для его жизни, жизни окружающих, с реальными случаями гибели или ранения, включая массовые потери среди личного состава, граждан в результате стихийных… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Дебрифинг стресса критических инцидентов — Critical Incident Stress Debriefing CISD метод работы с последствиями коллективной психической травмы у сотрудников ПОО. Разработан американским психологом Дж. Митчелом в 1983 году и получил широкое распространение. Психологический дебрифинг (или …   Энциклопедия современной юридической психологии